К 150-летию церкви подробно

Тестимоний – предостережение и приглашение (часть 6)

Был ли «Тестимоний» наиважнейшим произведением церковной литературы со времен Нового Завета или он был лишь сиюминутным изложением Символа веры? Католико-апостольская церковь имеет на этот счет различные ответы.

Вновь и вновь речь заходит о «Тестимонии» английских апостолов. Католико-апостольский теолог Эрнст Адольф Ростойшер в 1871 году рассматривал его как «наиважнейшее произведение, которое собственно церковная литература имела со времени завершения Нового Завета». А вот апостол Вудхауз в 1847 году видел в нем лишь временный документ, соответствующий «положению вещей 1836 года» и «масштабу просветления, данного Богом Своим слугам».

Послание христианским властям

«Тестимоний» появился на свет в 1837 году без названия и начинался с обращения: «Патриархам, архиепископам, епископам и другим настоятелям Церкви Христовой во всех странах, кайзерам, царям, князьям и другим руководителям наций крещеных». Он возник, поскольку пророки требовали «свидетельства против Вавилона». «Вавилон» – так издатели тестимония называли тот беспорядок в духовных делах, в рамках которого они рассматривали не только церковь, но и государственную жизнь, и которые, по их мнению, больше не регулировались христианскими принципами.

До появления тестимония апостолы издали Свидетельство к Англиканской церкви. В нем уже содержались многие из тех положений, которые позднее вошли в «великое» свидетельство. Свидетельство к англиканскому духовенству было официально издано к Рождеству 1835 года, а уже в январе 1836 года евангелисты стучали в двери домов священнослужителей в Лондоне и его предместьях. Они желали настроить священнослужителей на то, чтобы те вместе с ними приводили вверенные им души к апостолам. Многие пасторы остались равнодушны к этому призыву, а вот один из них, Джордж Беллет, отреагировал возмущенно: совсем недавно те же самые люди, которые теперь стучат к нему в дверь, утверждали, что он и подобные ему священнослужители не являются истинными духовниками, поскольку не епископы, а только лишь апостолы могли возводить в сан. И вдруг теперь он слышит от них, что Бог не хочет пройти мимо него и его сана.

Признание всех церковных санов?

Беллет высказал свои сомнения в искренности сделанного ему предложения. Послание к священнослужителям показалось ему слишком уж противоречивым. Но если прочитать тестимоний внимательнее, противоречие распадается: согласно изложенному в нем, в период, когда больше не было апостолов, христиане искали им замену. При этом им в голову пришла мысль, что в сан могут возводить епископы. Хотя это и не было тем, чего желал Бог, но все же Он допустил это и действовал через этих мужей, однако в ограниченной мере.

Теперь снова существовали апостолы, но они еще не были посланы и поэтому еще не могли в полной мере совершать свое служение. Но вскоре они будут посланы, и тогда каждый священнослужитель решит, хочет ли он следовать апостолам и тем самым сохранить свое стадо от судов последнего времени.

Исцеление и план церкви

В действительности апостолы не рассчитывали на то, что их послание христианству предотвратит суды над «Вавилоном». Христианство не было «единой, святой, кафолической и апостольской Церковью» согласно Никео-Константинопольскому Символу веры, а скорее состояло из множества «сект». В отношении состоящего из таких «сект» церковного здания, по мнению апостолов, следовало применять предписания, которые можно найти в Книге Левит, глава 14, о язве проказы на стенах дома. Сначала следует постараться удалить язву и сохранить здание. Поэтому и возник этот тестимоний. Если исцеление невозможно, то следовало разрушить здание.

Апостол Кардейл прокомментировал это утверждение такими словами: «Врачевали мы Вавилон, но не исцелился…» (Иеремия 51, из 9).

Апостол Вудхауз в своих комментариях большое внимание уделил продолжению этого стиха: «…оставьте его, и пойдем каждый в свою землю». Еще в рамках кружка Олбери это место из Священного Писания связывали с призывом в Откровении: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и подвергнуться язвам ее» (Откровение 18, 4). Апостолы издали тестимоний именно потому, что хотели призвать к выходу из этого церковного «Вавилона». К заключению, что церковный «Вавилон» не хочет быть исцеленным, они пришли еще до того, как был издан «Тестимоний».

Не новое направление, а дело Божье

Как возвещали апостолы, дело Божье под руководством апостолов «не является новой сектой; это собственное дело Бога, чтобы сообщить всему христианству о Его спасении» (отрывок 113). Они противопоставили апостольские общины, священнослужителей которых, по их мнению, им дал Бог, другим объединениям, которые они рассматривали как «синагоги антихриста с главами, которых народ выбрал себе сам» (отрывок 113). Так возникло некоторое противоречие с определением церкви, которое можно прочитать в начале тестимония: «Церковь Христова – это объединение всех крещеных во имя Отца, Сына и Святого Духа без разницы эпохи или страны и отделенных посредством своего крещения от всех остальных людей».

Это противоречие устраняется, если видеть в этом высказывании идеальный образ Церкви. Именно под руководством апостолов может вновь существовать истинная Церковь. Ожидалось, что за апостолами последуют не все крещеные, но что по меньшей мере десятая часть христиан образуют «верный остаток» и войдут в руководимое апостолами дело по спасению от судов последнего времени. Эти люди будут собраны не благодаря чуду, а в первую очередь, по слову Божьему: «Через слово истины и жизни Он отделяет оставшихся святых от массы приверженцев в христианстве» (отрывок 116).

Крещение обосновывает ответственность

Апостолы рассматривали себя не в качестве основателей новой церкви, а как тех, кто должен восстановить церковь, основанную при первом праздновании Пятидесятницы. Члены всех других церквей призывались присоединиться к этому дело по восстановлению церкви. Этот призыв они обосновывали так: «Если бы Он (Бог) излил Святого Духа над какой-то особой сектой, то это выглядело бы так, будто следует оправдать эту одну единственную секту, поскольку других не было. Если бы Он излил Святого Духа над всеми, то это выглядело бы так, будто следовало подтвердить каждую из них в их отделении и самоудовлетворении. Но в намерение Бога входило восстановить апостолов и пророков, заложить новое в старое основание, послать Своих посланцев пригласить всех Своих детей и благословить их» (отрывок 118).

Крещеные не могли оставаться равнодушными к посланию апостолов: «Если Господь вновь посылает Своей Церкви апостолов и пророков и если крещеные их отвергают и преследуют, тогда они тем самым объявляют себя отвергнутыми. И так должен открыться свет во мраке» (отрывок 120).

Основополагающий или временный?

Почему же документ, который в 1847 году считали временным, спустя несколько лет начали рассматривать в качестве основополагающего?

Ответ на этот вопрос кроется в дальнейшей истории католико-апостольского дела: поскольку в 1841 году единство 12-ти апостолов распалось и не было восстановлено в последующие годы, то тестимоний стал единственным доступным документом, изданным совместно всеми двенадцатью апостолами.

 

Поделиться: