К 150-летию церкви подробно

От апостольской к новоапостольской (часть 16)

Когда в 1863 году возникла наша церковь, ее общины стали называться «апостольскими». Из-за этого возникала путаница между общинами «старого» и «нового» порядка. Ясность в этом вопросе была внесена лишь в 1902 году в королевстве Саксония, где появилось название «новоапостольская».

В королевстве Пруссия, самом большом немецком государстве, в 1862 году было 24 «апостольских общины». Согласно местным законам, каждая община должна была сдать в органы полиции свой устав и список прихожан, а также указать место и время проведения своих собраний. В поданных в 1862 году проектах уставов говорилось: «Члены общины берут для себя и для всех крещеных лишь наименование “христиане“, однако за рамками общины они используют в случае необходимости наименование “апостольская община“». Так во многих местах стали появляться общины, именовавшие себя «апостольскими». Некоторые из этих общин следовали за апостолом Вудхаузом, другие – за апостолами «нового» порядка. В Берлине апостольские общины обоих направлений в 1890-е годы даже использовали совершенно идентичные печати: в центре находилось изображение агнца со знаменем победы, а подпись гласила «Апостольская община – г. Берлин-Веддинг» или «1-я апостольская община – г. Берлин» – в первом случае речь шла о католико-апостольской общине, во втором – о новоапостольской.

«Католико-апостольская церковь» или «Всеобщая апостольская церковь»

В своем окружении общины, следовавшие за апостолами, воспринимались другими как одна христианская конфессия. Умерший в 1834 году Эдвард Ирвинг слыл среди своих современников их основателем, поэтому людьми из их окружения они назывались «ирвингианами». Апостолы возражали на это, что собранные ими верующие являются членами «единой, святой, кафолической и апостольской церкви» в духе раннехристианского Никео-Константинопольского Символа веры (381 г.). В 1847 году апостолы решили, что лондонская центральная община является общиной «Единой, Святой, Католической и Апостольской церкви», и с 1849 года во всех местах собраний общин была прикреплена вывеска «Католико-апостольская церковь».

В Германии название «Католико-апостольская церковь» поначалу использовалось редко. Еще в 1862 году руководящие служители в официальных бумагах прусскому государству писали то о «католико-апостольских», то об «апостольско-католических» общинах. В евангелическом окружении слово «католическая» приводило к недоразумениям. Также это слово неверно отсылало к Римско-католической церкви. В ответ на это советник юстиции Вагенер и бывший пастор Кёппен, два признанных в тогдашнем обществе представителя Католико-апостольской церкви, в 1850 году предприняли попытку разграничить эти два наименования, введя для новых апостольских общин наименование «Всеобщей апостольской церкви». К этой традиции примкнула и гамбургская община, которая с 1864 года стала именовать себя «Всеобщей апостольской общиной».

Новые общины в г. Берлине создавал апостол Людвиг Бёзеке. Это было трудное начало. Присоединявшиеся к нему верующие объединялись под именем «Всеобщей христианской апостольской миссии». Вскоре он передал руководство берлинской общиной апостолу Эрнсту Хальманну из Шёнау. Берлинская «апостольская община» под руководством апостола Хальманна, поначалу именовала себя «Всеобщей христианской апостольской миссионерской общиной» (1878, 1180 гг.), затем «Всеобщей апостольской общиной» (1881, 1883, 1888 гг.), после «Апостольско-христианским миссионерским объединением в Берлине» (1892 г.) и, наконец, «Апостольским объединением в Берлине» (1895 г.). В 1886 году одному берлинскому служащему полиции была поставлена задача объяснить своему начальству, какие «апостольские общины» относились к «старому», а какие к «новому» направлению.

В королевстве Саксония «апостольским общинам нового направления» в 1902 году было дано право на публичное совершение своих богослужений. Это было связано с необходимостью внесения соответствующей записи в реестр объединений, не преследующих экономические цели. Католико-апостольским общинам это право уже было дано приблизительно с 1870 года. В г. Дрездене настоятель более ранней «апостольской общины» выразил протест против использования «новичками» того же самого наименования. В переговорах с властями в 1897 году эти более молодые общины предложили именоваться более ранним общинам «раннеапостольскими общинами». Но это предложение было безуспешным. Однако в 1902 году в реестр объединений, не преследующих экономические цели, была внесена «новоапостольская община г. Дрездена» вместе со всеми новоапостольскими общинами в королевстве Саксония. Более ранние общины по-прежнему именовались в этом реестре как «католико-апостольские общины».

Община или церковь

В служебной переписке с властями вплоть до окончания империи 1918 года в Германии религиозным общинам было запрещено называть себя церквями. Понятие «церковь» в правовом поле было закреплено за двумя большими конфессиями – евангелической и католической. Все остальные считались «диссидентами» и вносились в особый реестр.

Однако священнослужители обоих направлений настаивали на том, что являются приверженцами апостольской церкви. С появлением Веймарской конституции 1919 года стало возможным наделять «религиозные сообщества», созданные вне рамок двух государственных церквей, правовым статусом «публичной корпорации». Так в 1921 году возникла «Новоапостольская церковь в республике Баден» и в 1925 году – «Новоапостольская церковь города-государства Гамбург».

Новоапостольская церковь вне Германии поначалу называлась по-разному. За пределами этой страны за различными религиозными сообществами право именоваться церквями признавалось уже в конце XIX – начале XX века. Так на территории распространения английского языка библейским словом «церковь» (church) именовались также отдельные общины. Основанная апостолом Швартцем община в г. Амстердаме (Нидерланды) называлась «Апостольской миссией» или «Апостольским посланием», а в конце XIX века – «Восстановленной апостольской миссионерской церковью/церковью послания». В Северной Америке – еще до введения наименования «новоапостольская» – церковь называлась «Первой Всеобщей Апостольской церковью». В Квинсленде в Австралии перед Первой мировой войной церковь называлась «Апостольской единой церковью». А в Южной Африке в 1911 году церковь уже была зарегистрирована под именем «New Apostolic Church» («Новоапостольская церковь»).

Так наименование «новоапостольская» постепенно начало входить в обиход.

Поделиться: