К 150-летию церкви подробно

Несбывшиеся ожидания (часть 9)

Апостолы нашли компромисс, благодаря которому стало возможным продолжать дело Божье. Однако они не смогли исполнить большие ожидания первых лет. Апостол Карлейл полагал, что знает причину этого: более не было «святого числа двенадцать», ожидаемое послание апостолов в полной силе их сана не могло состояться. Это должно было измениться на Пятидесятницу 1851 года. Но хотели ли того все апостолы?

В 1846 году было достигнуто соглашение о том, что апостол Кардейл вновь созовет всех апостолов, если посчитает это необходимым или если этого пожелают двое других апостолов. В феврале 1851 года к нему поступила такая заявка от двух апостолов. Так апостол Кардейл созвал конференцию апостолов, но не хотел брать на себя никакой ответственности за последствия, поскольку из-за все еще имевших место различий в воззрениях опасался «всевозможных бед».

До нас не дошли имена этих двух апостолов, но, вероятно, одним из них был апостол Карлейл, поскольку он как никто другой просил вверенных ему служителей и верующих молиться о том, чтобы предстоящее собрание прошло удачно. Он ожидал от него многого: число апостолов вновь должно было быть дополнено до двенадцати, другие апостолы должны были приступить к «полному служению» и стать «едиными во всех частях». Тем самым должно было исполниться необходимое условие для послания апостолов.

Ожидания апостолов

4 апреля 1851 года апостол Северной Германии обратился к верующим своего региона служения с письменным призывом поддержать апостолов серьезной молитвой. Значение этого момента апостол Карлейл подчеркивал через изложение истории царя Давида. Он прочитал в Священном Писании, что Давид был помазан в цари трижды: сначала тайно через пророка Самуила (1-я Царств 16, 13), потом после смерти Саула мужами из колена Иудина (2-я Царств 2, 4) и затем над всем Израилем (2-я Царств 5, 3). Первое помазание апостол Карлейл сравнивал с призванием апостолов, второе – с их «отделением» 14 июля 1835 года, а третье – с еще ожидаемым посланием. И если поначалу апостолы исполняли свое служение над всеми, кто их принимал, то после их послания они во главе всеобщей церкви смогут служить «всем, чьи сердца стремятся к совершенству», чтобы достичь престола Божьего. А кто «не желает быть совершенным, тот попадет в страшный час искушений».

Интенсивные совещания

На Пятидесятницу 2 июня десять еще действующих апостолов собрались в своем зале в Олбери. Двое апостолов были посланы к отошедшим от служения апостолам Далтону и МакКензи, чтобы призвать их вернуться. Однако апостол МакКензи не изменил своего решения, а апостол Далтон заявил, что серьезно усомнился в библейских доказательствах Божьего намерения по восстановлению апостольского служения и в Божественном характере всего дела. И вновь в кругу апостолов возникли разногласия. Некоторые из апостолов верили, что отошедшие от служения апостолы могут быть заменены новыми. Другие – среди них апостол Кардейл – ждали для этого особого вмешательства Бога.

Укрепить существующее

Апостол Карлейл надеялся на то, что дело Божье ускорится и он еще сопереживет послание апостолов. Другие его коллеги по сану настроились на то, что апостолы будут служить сокращенным числом и не достигнут первоначальных целей.

Кардейл больше не ждал больших успехов в плане численности, однако стремился к улучшению внешних рамок богослужения, дисциплины священнослужителей и духовной жизни. Остальные апостолы доверили ему неограниченную по времени заботу о «Семи общинах» в Лондоне, в связи с чем он способствовал строительству недалеко от своего дома великолепного церковного здания для центральной общины Лондона. Так была построена прекрасная апостольская часовня для Англии.

Доклады и письма апостола Карлейла выходили в свет не только на немецком языке в его регионе служения, но и переводились на английский язык для региона служения апостола Кардейла.

Разочарование в Северной Германии

Хотя апостол Карлейл и присоединялся к решениям других апостолов, однако своим поведением критиковал их позицию. Когда в 1852 году они позвали его принять участие в работе над новым изданием литургии, он решил передать эту работу тем апостолам, которые (как Дау, Персеваль, Ситвелл и Тьюдор) не опекали никакие общины, то есть ничего или мало что достигли в своих «коленах». Например, апостол Тьюдор не сделал ни одной попытки принести дело Божье польской нации, территория проживания которой была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. С его согласия именно апостол Карлейл занимался миссионерской деятельностью среди проживающих в Пруссии поляков. Также и поездка апостола Дау в Норвегию была безуспешной, поэтому осенью 1854 года апостол Карлейл отправился в Норвегию и Швецию. В результате чрезмерного истощения он подорвал свое здоровье и, вернувшись в Олбери, умер там рано утром 28 января 1855 года.

Так вопрос о пополнении круга апостолов стал еще более актуальным. Однако оставшиеся апостолы вновь отказались от этого, и в буквальном смысле этого слова осиротевшая Северная Германия была передана заботе апостола Вудхауза. Служащих там священнослужителей постигло большое разочарование, но они твердо держались надежды – которой их научил апостол Карлейл – на то, что еще состоится послание апостолов, которые займут полагающуюся им позицию во главе всеобщей церкви.

Поделиться: