К 150-летию церкви подробно

Кризис и новое начало (часть 7)

Апостолы все вместе ожидали своего послания. Однако восемь из них решили составить себе впечатление о своих будущих округах служения и начали совершать туда ознакомительные поездки. По возвращении они столкнулись с полемикой по поводу дальнейшего пути церкви. Два апостола пошли своим путем. Неужели это был конец служения апостолов?

В июне 1836 года апостол Драммонд посредством пророчества дал толчок к разделению европейских христиан на двенадцать «колен». Каждый апостол должен был опекать одно «колено». Библейским примером были разведчики, высланные в Ханаан. Апостолы и сопровождавшие их в поездках лица должны были в своих будущих рабочих округах «искать золото», то есть определить, что там осталось от изначального христианского послания.

Пока восемь апостолов объезжали свои «колена», а четверо других оставались в Олбери, апостол Драммонд за свой счет поручил построить часовню апостолов. В ней, по примеру больших английских соборов, был и восьмиугольный зал советов.

Кто руководил церковью?

Именно теперь, когда часовня была готова, дело, которое Бог желал совершить через апостолов, стало переживать кризис. Возникли споры о том, в каком отношении апостолы находились к церковному собору, «Совету Сиона». Одна незначительная группа священнослужителей видела в «Совете Сиона» нечто напоминающее церковный парламент, а в апостолах – мужей, которые должны были претворять решения парламента в дело. Сами же апостолы притязали на то, что именно они были теми, кто издавал правила. А Собор, по их мнению, должен был помогать им в выработке их мнения.

По мнению Кардейла, этих споров можно было бы избежать, если бы апостолы до начала своих поездок обсудили разделение своих полномочий и полномочий церковного собора.

Утрата единства между апостолами

Хотя апостолы и настояли на своем воззрении, но апостол МакКензи полагал, что апостолы могут обладать большой компетенцией только после их послания. Поэтому он не подписал совместное заявление апостолов и, хотя и оставался в Олбери, в конце концов почувствовал себя не в состоянии исполнять служение в сане апостола и далее. Незадолго до своей смерти он сам себя назвал самым слабым из апостолов.

До него Олбери покинул апостол Далтон. Сообщается, что он критиковал состояние «дела», но подробности не передаются. Далтон вернулся к служению в Англиканской церкви, однако позднее, в 1859 году, вновь продолжил апостольское служение. Поэтому в соответствующей литературе редко пишется о конфликте с ним и возникает такое впечатление, будто кризис в кругу апостолов был вызван лишь позицией апостола МакКензи.

В начале февраля 1841 года совместное служение двенадцати апостолов подошло к концу. Поначалу десять апостолов еще собирались вместе, но в 1844 году они передали церковное руководство «Комитету четырех», состоящему из апостолов Кинга, Армстронга, Тьюдора и Ситвелла. Примером этому послужил период времени между 1838 и 1840 годами, когда восемь апостолов совершали поездки в свои «колена», а четверо оставались в Олбери. Семь общин в Лондоне, которые до этого опекались всеми двенадцатью апостолами, в 1844 году были переданы заботе одному апостолу Кардейлу. Остальные апостолы могли распоряжаться своим временем по своему усмотрению.

Время апостолов подошло к концу?

Оставшиеся апостолы по-разному относились к сложившейся ситуации. Апостол Драммонд считал, что до Второго пришествия Христа на земле не будет той церкви, которую бы хотел видеть Бог, а лишь будут указания на то, как собственно должна выглядеть церковь. В лучшем случае он ожидал того, что некоторые немногие общины станут моделью такой идеальной церкви. Тем самым он занял позицию, которая позднее стала официальным учением Католико-апостольской церкви.

Апостол Карлейл, в свою очередь, верил, что послание апостолов еще состоится и план Божий в отношении Своей Церкви еще исполнится. Он изучал немецкий язык и трудился вместе с евангелистами Бёмом и Кэрдом в Германии, чтобы позднее основать общины и там. Его настойчивый призыв дополнить круг апостолов объяснялся надеждой на то, что затем состоится ожидаемое послание апостолов в полной силе их сана и ожидание значительного по численности дела Божьего исполнится.

Апостол Кардейл на основе Тестимония издал руководство для священнослужителей и разработал комплексную литургию. Чтобы иметь необходимое для этого время, он временно оставил активное руководство церковью.

В этот отрезок времени начались ожесточенные конфликты между священнослужителями, которые нужно было урегулировать без участия ответственного за них апостола Кардейла. Споры велись о деталях в отношении ожиданий, связанных с будущим, и о том, не помешает ли детальная литургия – которая предписывала значительную часть богослужения проводить с использованием четко установленных формулировок служителями и общиной – воздействию Святого Духа.

Также и между апостолами Кардейлом и Драммондом возникли разногласия в отношении отдельных вопросов при разработке литургии. Характерно, что в конце концов появились две различные литургии: одна для Англии, другая для Шотландии.

В период апостола Кардейла литургии придавалось такое большое значение, что малочисленные общины закрывались, ибо новые литургические формы могли исполняться лишь в больших общинах. Евангелисты чувствовали себя в своем служении ущемленными, ибо собранные ими верующие после роспуска их общин призывались вновь посещать богослужения в Англиканской церкви.

Продолжение апостольства

В 1846 году апостолы отступили от требования все решения принимать сообща. Они решили, что каждый апостол должен самостоятельно принимать решения относительно своего «колена». Тем самым они отказались и от «Комитета четырех». Однако для того чтобы сделать вид, будто для всей церкви по-прежнему имеет место руководящий совет, апостолы проводили дальнейшие совместные заседания. Очередное заседание могло быть созвано по инициативе апостола Кардейла или по заявлению двух других апостолов. Последнее такое заседание состоялось в 1851 году.

Пока собирались общины, ответственные за них апостолы должны были начать осуществлять ожидаемую в течение 15 лет деятельность по запечатлению душ Святым Духом.

В мае 1847 года в Англии были проведены первые запечатления. Апостол Карлейл 17 октября 1847 года запечатлел первых верующих в Германии, во Франкфурте-на-Майне, а 19 марта 1848 года – несколько душ в Берлине.

________________________

1. В восьмиугольном здании собора рядом с часовней апостолов в Облери апостолы проводили свои совещания, в которых позднее также принимали участие их помощники и служители Всеобщей церкви.

2. Для того чтобы исполнять свои обязанности, апостолы должны были образовать "единство двенадцати". Порядок расположения мест в зале заседаний должен был означать, что Иисус Христос - глава апостолов. Поэтому месту напротив дверей было оставлено для незримого Иисуса Христа. Часть стола у дверей следовало открывать, чтобы секретарь заседаний смог пройти на свое место в середине стола. За оставшимися шестью сторонами стола сидели соответственно по двое апостолов.

3. Апостол Генри Далтон, как и апостол Дункан МакКензи, в 1840 году отошел от апостольского служения, чтобы возобновить свое служение духовником в Англиканской церкви.

4. Апостол Джон Бейт Кардейл оставил на время свое служение в кругу апостолов, чтобы подготовить подробную литургию.

 

Поделиться: