К 150-летию церкви подробно

Изменения в Северной Германии (часть 10)

Апостол Томас Карлейл умер 28 января 1855 года. Его ближайший соратник Генрих Йозиас Тирш, бывший профессор теологии в Марбурге, поддерживал с ним связь вплоть до его смерти – о чем свидетельствуют записи в его дневнике. Теперь же он настроился на работу с преемником Карлейла Фрэнсисом Валентайном Вудхаузом.

Первое посещение Вудхауза в г. Марбурге прошло драматично. В среду 8 августа 1855 года один полицейский служащий передал Тиршу письмо с запретом проводить богослужения, который тот проигнорировал. Вечером в субботу община собралась на богослужение с празднованием Святого запечатления. Пока Тирш с апостолом еще находились в комнате для священнослужителей, пришел полицейский и переписал фамилии собравшихся на богослужение. Тирш попросил апостола Вудхауза скрыться и отвлек полицейского.

Непривычные обстоятельства

Новый апостол приезжал в Германию не так часто. Если Карлейл проводил большую часть года в своей берлинской квартире и в поездках по своему округу, то Вудхауз, напротив, сообщил братьям о том, что апостолы должны регулярно собираться в Олбери и служить в своих округах преимущественно через уполномоченных ими служителей. Общение стало более официальным согласно британским традициям. Если раньше в послеобеденное время проводились «большие встречи за чашкой кофе», то теперь это были чаепития в маленьком кругу, на которых обсуждались светские темы. По словам Тирша, на первой такой встрече он ощущал «мучительную скуку», которая сразу прошла, как только они с апостолом заговорили на «служебные» темы.

Другим священнослужителям было еще сложнее настроиться на нового апостола. Из циркулярного письма апостола, написанного им в первый год своего служения в Северной Германии, становится понятно, что среди священнослужителей царило опасение, что «теперь будут действовать другие принципы, чем те, по которым действовал господин Карлейл».

И, в действительности, ангелы (епископы), прежние ближайшие соратники апостола Карлейла, вынуждены были менять свои привычки по многим позициям. На все их вопросы апостол Вудхауз отвечал, что если они приписывают эти изменения только лишь новому апостолу, тогда они неверно поняли своего прежнего апостола. То, что апостол Карлейл допускал в качестве исключения, следовало, по мнению нового апостола, понимать как правило, поскольку «достигнута такая ступень в развитии, где может и должен быть введен порядок».

Новая литургия

В качестве доказательства Вудхауз метко подметил, что сам Карлейл распорядился переработать литургию. С 1853 года одна из рабочих групп под руководством апостола Армстронга представила на английском языке унифицированный вариант литургии, которая требовала участия в праздновании причастия нескольких священников. Немецкий вариант этой новой литургии был введен в 1862 году. Практику проведения богослужения одним священником и одним диаконом новый апостол объявил противоречащей правилам.

Возросшие общины

Неужели отныне нужно было распустить небольшие общины? Нет, апостол не предпринял этого шага, однако в дальнейшем маленькие общины численностью менее 50 человек не должны были появляться. Из 17 общин, образованных в Пруссии апостолом Карлейлом, семь из них на конец 1861 года насчитывали менее 50 участников. Семь общин, которые были созданы там до 1861 года апостолом Вудхаузом, соответствовали новым требованиям.

Больше образования для священников

Под руководством апостола Карлейла служило сравнительно большое число священников, которые по большей части работали по своей профессии, поскольку десятины не хватало, чтобы прокормить их самих и их семьи. Апостол Вудхауз требовал сокращения числа священников и сдержанности при основании общин, чтобы в будущем все священники могли жить на средства от десятины и иметь больше времени для чтения Библии, для молитвы и медитации. Иначе они не пригодны для этого служения. Если раньше общины создавались переселенцами из числа ремесленников, то вскоре они начали создаваться ангелами (епископами) из числа мужей с хорошим образованием.

Недовольный пророк

В те времена Германия состояла из 35 самостоятельных государств, самым большим из которых было королевство Пруссия, в котором насчитывалось наибольшее число католико-апостольских общин. Несмотря на определенную веротерпимость, во многих местах образованию новых общин мешала полиция. Местные священнослужители обращались к апостолу Вудхаузу за разрешением образовывать общины нелегально, но апостол призывал соблюдать законные предписания.

Генрих Гейер, единственный живущий в Германии пророк в сане ангела, собрал в королевстве Ганновер, где он жил, несколько верующих. Трех мужей он предполагал ввести в сан священника и обратился за соответствующим разрешением к апостолу Вудхаузу. Апостол решил, что, поскольку это запрещено законом данного королевства, то возведение в сан и образование новой общины там проводить нельзя. Это было не единственное решение апостола, с которым пророк был не согласен. Другим тоже казалось, что развитие дела Божьего в Северной Германии продвигается не в том направлении, которое одобрил бы апостол Карлейл.

Поделиться: