К 150-летию церкви подробно

Апостольские общины в Российской империи (часть 15)

Апостольские свидетельства быстро дошли и до России. Впервые нога апостола ступила на землю огромной страны в 1839 году. Этим первопроходцем был Уильям Дау из Шотландии.

Миссионерской деятельностью в России занимался также апостольский евангелист Уильям Уайт, хорошо говоривший по-русски. Летом 1851 года он имел аудиенцию у царя Николая I (1825–1855) и вручил царю «Свидетельство ко всем светским правителям и церковным владыкам христианского мира», написанное в 1836 году английскими апостолами с целью поставить в известность христианский мир о восстановлении апостольского служения. Ответ российского монарха был краток: если в течение недели господин Уайт не покинет Россию, его ждет сибирская ссылка.

Миссионерская работа апостолов была продолжена в России при царе Александре II (1855–1881), отличавшемся либеральными взглядами, благодаря чему усилия слуг Божьих уже вскоре начали давать первые плоды. Как следует из «Справки Господину Министру юстиции, Господину Обер-Прокурору Св. Синода», в декабре 1871 года «окончивший курс в богословском факультете Дерптского университета, исключенный из числа лиц, обязанных службою по званию казенного стипендиата, по случаю принадлежности его к секте Ирвингиан, Виктор Дитман подал в Министерство Внутренних Дел пять прошений ... о дозволении им учредить Апостольско-Католическую общину. По поводу сего ходатайства Евангелическо-Лютеранская Генеральная Консистория отозвалась, что она с точки зрения свободы совести не возражает против дозволения просителям образовать самостоятельную религиозную общину, но ... не может уже смотреть на просителей, как на своих единоверцев». Так в конце 1871 года в Санкт-Петербурге была основана первая «кафолическо-апостольская община», которую в сентябре 1873 года посетил апостол Френсис Вудхауз.

В те годы на территории Российской империи апостольские общины существовали в Москве, Одессе, Варшаве, Гельсингфорсе, в Прибалтийском крае (в Риге, Ревеле, Митаве, Виндаве и Либаве), а также в латышских колониях Петровичи и Грудиновка Могилевской губернии. А в Санкт-Петербурге находилось руководство всеми католико-апостольскими общинами в пределах Российского государства в лице епископа Виктора Александровича фон Дитмана, работавшего преподавателем древних языков в одной из гимназий Санкт-Петербурга. В духовной работе ему активно помогал его брат, епископ Владимир Александрович фон Дитман, известный в Санкт-Петербурге врач-гомеопат, который после службы при Николаевском военном госпитале и Кадетском корпусе в Полоцке в 1871 г. вышел в отставку и поселился вольнопрактикующим врачом в Санкт-Петербурге.

В 1878 году Министерство Внутренних Дел через Курляндского Губернатора издало распоряжение о «воспрещении Дитману устраивать сходки и проповедовать», однако впоследствии на основании ст. 45 Закона о свободе веры было признано возможным и справедливым удовлетворить ходатайство Эстляндского Губернатора «о признании секты Ирвингиан терпимым исповеданием» и не вмешиваться в ее дела.

До 1887 года богослужения в Санкт-Петербурге проводились на ул. Сергиевская, 10, в специально оборудованном под церковь помещении. Когда этот особняк перешел в собственность Австрийского посольства, община переселилась на ул. Троицкую, дом № 5, принадлежавший герцогу Мекленбургскому. На богослужения приходили люди различных социальных слоев и исповеданий. «Московские ведомости», например, писали в конце июня 1880 года о том, что в великосветских кругах Санкт-Петербурга «много шума наделало поступление родной сестры князя Д. в члены одной протестантской общины, именуемой апостольскою. Княжна Д. сама развозила пригласительные билеты. На проповедях присутствовало высшее аристократическое общество: князья, графы, камергеры, флигель-адьютанты переполняли зал, в котором читались проповеди. Особенность учения этой секты сводится к тому, что, судя по всем признакам, в настоящее время уже близки пришествие Христа и конец мира; потому цель общины заключается в том, чтобы подготовиться к принятию Христа. Богослужение установлено в строгом соответствии с тем, которое существовало во времена апостольские».

В начале XIX века разрешение на осуществление религиозной деятельности на территории Российской империи все инославные религиозные общины и общества должны были получать в Санкт-Петербурге в Департаменте Духовных Дел при Министерстве Внутренних дел России. Местная полиция ограничивалась лишь наблюдением за тем, чтобы на молитвенных собраниях в общинах инославных вероисповеданий не происходило ничего противозаконного и противоречащего общественной нравственности и общественному порядку. Этим требованиям и отвечали католико-апостольские общины, духовное руководство которыми осуществляли английские апостолы. Этим требованиям отвечала и духовная деятельность апостольских общин (с 1907 года новоапостольских), руководимых немецкими апостолами, первые из которых были призваны на апостольское служение в начале 1860-х годов. Так, например, в ответ на прошение уполномоченного по России Эрнста Вихманна о разрешении совершать богослужения в новоапостольских общинах Привислянского края были даны циркулярные разъяснения Министерства Внутренних Дел Российской империи, где говорилось, что «последователи новоапостольских общин не могут подлежать стеснению в отправлении богослужений, так как сущность их вероучения не противоречит государственному порядку и требованиям нравственности» (январь, 1909 года). Вместе с ходатайствами католико-апостольских общин в Департамент Духовных Дел были представлены Уставы и вероучительные документы на русском и немецком языках за подписью епископа фон Димана. Также вместе с прошениями о легализации апостольских общин в России в Департамент были переданы Уставы и вероучительные документы на русском и немецком языках за подписью апостола Ёльманна.

Появление общины в Москве связано с именем пастора Дидриха Скриббе, уроженца Могилевской губернии. Как следует из донесения Московского генерал-губернатора от 13 сентября 1904 года за № 2175 на имя Министра Внутренних Дел, в то время в Москве и ее окрестностях насчитывалось около 45 человек, принадлежащих к апостольской общине.

Некоторые политические преобразования и реформы в царской России в 1905–1916 годах способствовали демократическому развитию российского общества. Это коснулось и религиозной жизни страны. Наблюдалось увеличение численности религиозных общин и сообществ, в том числе и апостольских. Но в последующий период событий, связанных с революциями и войнами, российские апостольские общины на несколько десятилетий утратили своих служителей и членов.

Поделиться: